Главная | Личность | Ситуация | Тезисы | Отклики | Сообщения | Заметки | Поддержка |
О нашем интеллекте
26 Августа 2007 г.
Как указывал В.И.Ленин: “Жить в обществе и быть свободным от общества нельзя!”. Ощущая верность этого утверждения на себе, хочу поделиться некоторыми соображениями относительно интеллектуальной составляющей общественной жизни.
Если исходить из латинского названия человеческого рода, то данная составляющая должна быть определяющей в его функционировании. Так это, или нет – решайте сами. Я всего лишь высказываю свои мысли по данному поводу.
Есть один нюанс, который необходимо отметить – когда я говорю о нашем интеллекте, то естественно основываюсь на собственном опыте, который ограничен общением и наблюдениями в рамках нашей отдельной страны. Но по закону больших чисел думаю, что мои выводы точно так же можно применять и в отношении общества и граждан других государств с мелкими нюансами, не меняющими сути.
Вот, например: сатирик М.Задорнов постоянно в своих выступлениях приводит случаи, иллюстрирующие бытовую несостоятельность зарубежных граждан, в частности американцев. Но, если быть объективным, то аналогичные примеры можно найти и в нашей жизни. А если по большому счёту, то это американцы нас разбили в холодной войне и заставляют (и у них это получается) жить по их правилам. Так чей же интеллектуальный уровень выше? Конечно же, не замечая этого, наш – мы же “патриоты”!
Возвращаясь к заявленной теме, можно определить несколько уровней приложения интеллекта:
Пройдёмся по этим уровням в предложенном порядке. Вне сомнения, все уровни взаимосвязаны друг с другом и представленная классификация нужна только для некоторой регламентации процесса. Поэтому, не судите слишком строго, лучше попробуйте предложить что-то своё.
Итак, бытовой уровень – это то, что знает каждый и каждый вносит свою лепту в его реализацию. Не буду касаться того, как быстро забываются уроки физики у большинства, т.к. это возможно и является проявлением “высокого” интеллекта в связи с отсутствием необходимости применения таких знаний, ведь если необходимость появится, то можно вызвать требуемого специалиста и не беда, что несохранение знаний при этом приводит к увеличению расходов ресурсов (времени, денег, …).
Рассмотрим наше типовое поведение в ситуациях взаимодействий на бытовом уровне, определяемое пирамидальной последовательностью обучения отношениям. Тогда, если взять отношения родителей и детей, то обычным подходом так называемого воспитания является модель “начальник-подчинённый”. Такого подхода придерживается и наша “первая леди”. Интересно, если у них так в семье, то по принципу наследования свойств к нам тоже относятся как к подчинённым?!
Причём же здесь интеллект? Исполнение такой модели поведения приводит в дальнейшем к отрицательным последствиям, но люди об этом не задумываются, т.е. не используют свой интеллектуальный потенциал. Последствия же проявляются в нашей жизни в виде игнорирования прав других людей: от окурков на лестничной клетке до раздела страны “беловежскими зубрами”, т.к. осуществляя такие действия бывший “подчинённый”, ощущая себя уже “начальником” хочет доказать своё превосходство, унижая в какой-то мере своих “подчинённых”, ибо не может работать в другой модели поведения. И это считается нормальным. Так каков наш интеллект?!
Хотите свеженький пример? Пожалуйста, г.Чуров (председатель ЦИК) в интервью на радиостанции “Маяк” на вопрос о имеющихся разговорах о подтасовке сведений самими избиркомами ответил: “Пусть говорят.”, имея в виду отсутствие необходимости решать эту проблему из-за её отсутствия. Здесь действие г.Чурова обусловлено его восприятием собственной значимости, при котором мнение зависимых от него людей не является существенным. Так, как вы думаете, будут ли решаться вопросы обеспечения достоверности результатов выборов ЦИКом? И каков наш интеллектуальный уровень, если мы “проглатываем” такие высказывания без последствий?
Выбор вначале бытового уровня определён его исключительной важностью для дальнейшего развития интеллекта, т.к. именно здесь закладываются основы восприятия мира, развиваемые на следующих уровнях, что хорошо иллюстрируется примерами детей-Маугли с их заторможенностью в дальнейшем развитии.
Понятна неразрывная связь интеллекта и знаний. К сожалению, наш интеллектуальный уровень придаёт знаниям главенствующее значение (достаточно посмотреть на требования к работникам в объявлениях о приёме на работу). Но знания без умения их применения бесполезны, и это уже показатель интеллекта. И тогда интеллектуально более значимым является умение получения и применения знаний.
Так мы и переходим к познавательному уровню. Каков же здесь индикатор интеллектуальности? Очевидно, что отдельные достижения типа побед на международных олимпиадах по родам занятий не дают достаточных оснований для вывода о высоком интеллектуальном потенциале, как принято утверждать нашим руководством. Впрочем, т.к. им это не очевидно, то это и является их показателем интеллекта. Здесь обобщённым статистическим показателем можно считать аккумулируемые в СМИ и Интернете виды информационных ресурсов, привлекающих наибольшее внимание у людей.
Зайдите на форумы Интернета, проанализируйте темы там и в СМИ, занимающие наибольший объём или имеющие наибольшую частоту обращений. Увы, это не познавательные ресурсы! И это, наверное, “правильно”, ведь мы должны доверять своим лидерам, а они говорят, что у нас высокий интеллектуальный потенциал, но если это так, то зачем нам ещё что-то познавать?! Всё логично, да? В результате мы имеем беспробудный “ум”, как свойство нашего общества.
В результате применения такого “ума” (помните: “Невидимая рука рынка всё расставит по своим местам”) имеем огромный провал на исследовательском уровне. Подтверждают эту мысль и резкое сокращение заявок на изобретения, и отсутствие новых научных лидеров мирового масштаба, и практическое отсутствие разработок новой техники, и засилье попкультуры в искусстве.
Наверное, именно поэтому озабоченные “повышением” нашего интеллектуального уровня правительство и президент так настойчиво пытаются “реформировать” науку и образование, только вот в каком направлении? Хорошо ещё, что с искусством у нас всё в “порядке”, т.к., например, госканалы ТВ гонят в праймтайм развлекаловку, зарубежные боевики, мелодрамы – короче, всё для человека, всё для его интеллектуального развития, а редкие познавательные программы засунуты на канал “Культура” либо заполночь.
Считается таким же прекрасным и наш интеллектуальный уровень в производственной сфере. Действительно, ВВП постоянно повышается, инфляция вроде как уменьшается (зато количество требуемых для оплаты услуг увеличивается; извините, не удержался: вместо увеличения вдвое цены одной услуги, что увеличит показатель инфляции, услуга разбивается на две, одна из которых новая и инфляции вроде и нет – вот как делают обладатели высокого “интеллекта”).
Что ж это правда. И рост уже не напрямую обеспечивается сырьём. Президент и правительство гордятся увеличением вклада сферы услуг. А представьте, как увеличится ВВП, если разрешить чиновникам оказывать услуги (уж если быть рыночникам, то до конца, да и коррупция сразу исчезнет). Есть только неувязка с обеспечением такого роста: в основном за счёт денег, но не идей и не наших технологий. Это и показывает наш интеллектуальный уровень.
От основ подходим к вершине, вот уже и подоспел черёд нашего интеллекта нормативного уровня. За последние годы нормотворчество проявило себя настолько ярко, что этому можно посвятить даже собрание сочинений. Ещё бы, ведь это и является “показателем” работы госаппарата. Так, нередко представители партии “Единая Россия”, говоря о своих заслугах, сообщают, что принято столько-то законов, постановлений и т.д. И как мы при этом с нашим интеллектом согласно киваем головами, соглашаясь с критерием оценки.
Однако существуют проблемы: вся эта кипа бумаг никогда не сможет описать и формализовать всё многообразие нашей жизни; и такой огромный объём информации невозможно применить во всех деталях. Но и это не главное – возьмите для анализа достаточно объёмный документ, попробуйте его проанализировать и если ваш анализ будет достаточно глубоким, то вы обнаружите неувязки, неточности, неопределённости. Это и есть показатель качества нормотворческой деятельности и нашего интеллекта в этой области.
Показателем же интеллекта на государственном уровне является эффективность управления ресурсами общества. Судя по победным реляциям наших министров и президента в этой области у нас всё особенно хорошо. Как тут не заснуть под эти сладкие голоса. И ведь спим, благо наш “высокий” интеллект позволяет это делать.
Но стоит только внимательно оглядеться вокруг и картина становится прямо противоположной. Природные ресурсы приносят выгоду ограниченному кругу лиц; высокая безработица, да и структура экономики по секторам присущи отсталым странам; огромнейший износ основных фондов; использование “лоскутного”, несистемного заимствования чужого опыта без наличия собственных прорывных наработок.
Вы считаете это результатом эффективного управления ресурсами? Тогда наша “элита” действительно является элитой в интеллектуальном смысле. Лично мне наш интеллект госуровня представляется достаточно низким.
Что ж, вы, используя свой интеллект, сами определите, насколько мои представления соответствуют действительности. Можно пользоваться и нашим общим интеллектом (как в анекдоте: “что тут думать – трясти надо!”), если это вам подходит. Следующим вашим шагом должно стать использование интеллекта для определения возможностей изменений в обществе. Но тут уже только общим интеллектом не обойтись.
P.S.
Вышеприведённый текст уже был написан, когда было получено достаточно яркое подтверждение моих выводов. Так что я не смог не включить его в эту статью.
В пятницу 24 августа 2007г. СМИ распространило высказывание г.Путина о подходах к незаконным постройкам в районах строительства объектов олимпийской инфрастуктуры г.Сочи. Суть его мнения-указания заключается в “неформальном” отношении к сносу незаконных строений.
Данная информация подана, как забота президента о народе. И, как я понимаю, наш высокоинтеллектуальный народ именно так это и воспринял (если это не так, то попробуйте найти критику, не считая данного сообщения). Ну, прямо – “отец народа”. Я же предлагаю взглянуть на это глазами, мягко выражаясь, низкоинтеллектуального индивида (конечно лучше сказать – “отщепенца”), вроде меня.
Итак, аргументация необходимости озвученного подхода президентом заключается в возможном наличии отсутствия у людей достаточных возможностей для законного строительства. Уже это вызывает вопрос: “ВЫ, господин Президент, не знаете: есть, были ли такие возможности у людей в ВАШЕЙ стране?!”. А если это так, т.е. ВЫ действительно не знаете, то: “А владеете ли ВЫ ситуацией в стране? А исполняете ли ВЫ тогда свои обязанности президента?”. А если ВЫ знаете, то: “Почему ВЫ ничего не предприняли для исправления ситуации в течение семи лет?!”.
Но есть и другой аспект – системный: о применимости норм и правил, исключительности, справедливости. К чему фактически подталкивает нас президент? К тому, что государственные законы и нормы в некоторых случаях можно не исполнять, да ещё при этом получить прибыль. Т.е. названный им “неформальный” подход давно известен и называется “жить по понятиям”. Может быть, мы тогда живём на зоне? Или это предстоит только мне, другим непонятливым?
А если подумать, то: “Почему предпочтения у нас в стране отдаются не законопослушным гражданам, которые, не имея законных оснований, не начинают строительства, а, тем, кто, нарушая законы, делает так, как ему хочется?”. Так было при Ельцине, так продолжается и теперь! Вот она “суверенная демократия”, а не то, что пишется в СМИ!
И ещё, как возможное следствие таких действий, не удивлюсь если теперь будет приостановлена деятельность г.Митволя по сносу незаконных строений по всей стране, ведь ему могут теперь указать на мнение президента, правительства, партии. Короче, совсем как в старые, добрые времена. Да и может ли быть иначе? Все мы родом из детства. “Караван” продолжает идти, “Пропасть или взлёт!/И не разберёшь,/Пока не повернёшь/За поворот!”[1].
А вы задаёте себе подобные вопросы? Правильно, незачем! Только вот это результат вашего интеллекта или обычной дрессировки?!
-------------------------------------------------------------------------
1. Из репертуара группы "Машина времени".