Ситуация ->Статьи/ Реплики
Главная  Личность Ситуация Тезисы Отклики Сообщения Заметки Поддержка

Путин – перестановки ноября 2005

28 Мая 2006 г.

Обратиться к этой теме намного позже самого события меня подвигла только несомненная показательность динамики движения. В этом смысле, не раскрывая в данной статье общего направления, мы попытаемся определиться только в частных побудительных мотивах. А определение положения точки на векторе движения и его направления пока оставим читателям.

Наиболее значимым перемещением, по мнению большинства обозревателей, является назначение Медведева первым заместителем премьер-министра. При этом основным направлением его работы определена реализация так называемых национальных проектов. Если вспомнить, что эти проекты и вышли из недр кремлёвской администрации, т.е. во многом от самого Медведева, то назначение выглядит вполне логичным с точки зрения обеспечения эффективности их исполнения. Но, поставив вопрос с системной точки зрения, возникает некоторое недоумение: “Почему необходимы изменения в исполнительной части системы (правительстве) и в части определения стратегических направлений (администрации президента)?”.

Так, если изменения были необходимы, то значит, Путин не создал эффективной системы управления. С другой стороны, если необходимости в таких изменениях не было, то Путин, проводя их, показал, что не является эффективным руководителем, осуществляя лишние действия и “раскачивая” систему. Здесь, конечно, не следует судить столь однозначно, исходя из тезиса об обязанности руководителя осуществлять требуемые развитием изменения в системе управления. Единственным камнем преткновения в этой ситуации остаётся ответ на вопрос: “А что, происходит развитие, требующее изменения в системе управления?”. Мы, конечно, подразумеваем положительное развитие, т.к. именно так рисуется ситуация властью. Остаётся только соотнести это с текущей динамикой параметров системы, например: практически постоянное сохранение темпов инфляции и, в тоже время, постоянное замедление темпов роста в большинстве отраслей экономики, не говоря уже о стабильности вымирания населения. В этой ситуации судить существует ли противоречие между образом развития ситуации, по мнению властей, и её действиями с реальным положением дел предоставляется читателю.

Но вопрос причин и задач перемещения Медведева остаётся открытым. Похоже, основанием для этого служат его личные амбиции. Имеется в виду, что указ о реализации национальных проектов готовился под личным контролем г.Медведева, а там есть такой нюанс, как отсутствие г.Фрадкова в комиссии по реализации нацпроектов. Немного отвлекаясь от темы, замечу, что по терминологии “национальный проект” является синонимом “государственному, всеобщему” проекту, следовательно, и исполняться должен был под руководством основного руководителя исполнительной власти, т.е. его игнорирование с формальной, системной точки зрения говорит о некомпетентности управляющих воздействий. Тем не менее, исключение Фрадкова определило основным “ответчиком” по делу реализации нацпроектов Путина (ну не может же глава его администрации нести публичную ответственность, не обладая формальными полномочиями).

Возможно, что идеей г.Медведева было неформальное руководство без ответственности за исполнение с присвоение себе лавров в случае удачи. Вариант с провалом нацпроектов был обработан Путиным только после подписания указа. Подготовка “стрелочника” и потребовала перевода Медведева в правительство на нацпроекты, как говориться “инициатива наказуема”.

Конечно, это была не единственная причина. Византийские традиции требуют прикрытия решений. В данном случае это всеобщее представление о перемещении Медведева, как о сигнале представления основного преемника Путина. Не думаю, что это именно так. Скорее, Медведев только запасной вариант и только, если покажет свои достаточные возможности по реализации нацпроектов. А здесь его успехи на настоящий момент более похожи на надуваемый с помощью закачиваемых денег мыльный пузырь – яркий, большой, но непрочный. Однако даже хорошо, что сам Медведев этого пока не понимает, считая себя основным претендентом – тем естественнее исполнение ролей на сцене.

Дополнительным прикрытием и запасным вариантом преемника, по мнению обозревателей, является повышение статуса г.Иванова. Здесь, однако, основным фактором, на мой взгляд, является необходимость именно повышения статуса. Такая необходимость является отражением формируемой модели управления обществом по Путину, а точнее, по группе, определяющей стратегию формирования системы управления, где основная, пусть формально и явно не определённая, власть должна принадлежать силовым ведомствам. Косвенное подтверждение этой версии будет рассмотрено ниже при анализе причин назначения полпреда в Приволжском округе. Вместе с тем я не склонен отвергать и возможность официального признания преемником г.Иванова, но это очень мало вероятно, хотя бы из-за повышенной исполнительности кандидатуры, что впрочем может оказаться, наоборот, положительным качеством, если будет принято решение о замораживании темпов развития с целью уменьшения вероятности появления непредсказуемых для властей событий в период действия преемника до нового пришествия Путина.

Менее всего обозреватели комментируют переход г.Собянина из губернаторов (хозяйственников) в аппаратчики (большую политику). Но, с точки зрения определения подходящей кандидатуры преемника высшего руководителя, именно сочетание достаточных качеств управления хозяйством и стратегией в целом и должно являться определяющим фактором при назначении преемника. Понятно, что, учитывая уже озвученный выше тезис о наличии некой неформальной группы стратегического управления, необходима обкатка понимания у претендента на роль преемника необходимости развития по пути, определяемому данной группой, т.е. проверка преданности идеям и ценностям Путина и Ко. Лучшей площадкой для этого и является администрация Путина. Последние события (удовлетворённость Путина подготовкой послания и визит Собянина в Лондон) косвенно подтверждают этот вариант, как основной при выборе преемника.

Осталось рассмотреть назначения двух полпредов. Если исходить из декларируемых на данный момент основных задач полпредов в округах по развитию экономик охватываемых регионов с координацией межрегиональных и федеральных связей, то, с учётом явного превосходства Поволжья над Дальним Востоком по своему развитию, оснований для назначения бывшего прокурора в Поволжский округ было меньше, чем у показавшего себя на хозяйственной работе бывшего мэра крупного города. А, зная о непростой ситуации в сфере защиты экономических интересов общества на Дальнем Востоке (таможня, рыболовство, лесозаготовки и т.п.), где для наведения порядка очень пригодился бы опыт прокурора, назначение Коновалова в другой округ выглядит совершенно нелогичным. Для восстановления логики остаётся только признать, что основной целью деятельности власти является не обеспечение положительной динамики развития для населения в целом, а некоторые собственные интересы правящей элиты, которые можно сформулировать следующим образом: “Лучше стабильность и даже отступление, чем любая малая возможность потери или сокращения власти из-за неизбежных при динамичном развитии амплитудных выбросах противоречий”.

Это не то чтобы очень умно с точки зрения государственной деятельности, но полностью вписывается в идею Путина о необходимости прагматического подхода к руководству, что в свою очередь полностью включено в основной принцип капитализма отстаивания собственных и только собственных (здесь Путина и Ко) интересов. Так что, уважаемые читатели, не думайте, пожалуйста, о государстве при таких основах его существования, как о защитнике ваших интересов, если вы не входите в категорию современной элиты или, по-старому, номенклатуры. Надеюсь, подтверждения этого положения в нашей практической жизни вы найдёте самостоятельно. Попробуйте сами ответить и на вопрос: “Нужна ли Вам власть, заботящаяся только о собственных интересах?”.

Поэтому причиной назначения прокурора в Поволжье следует считать именно его возможность применять свои профессиональные качества по защите существующей власти. И, как обычно, это можно подвести под тезис Путина об усилении государства. И кто, как не сильные профессионалы из сильных ведомств могут способствовать такому усилению? В конце концов, там бывших не бывает. Другой вопрос – как г.Коновалов соответствует выделенной позиции и, соответствует ли ему Поволжье?

По соответствию округа назначенцу приходится полностью полагаться на саму власть, т.е. на её представления о соответствии. И, наверное, такое соответствие заключается именно в профессиональных навыках и личных характеристиках, требующихся для реализации властной концепции. Посмотрим, что мы можем определить для себя по данному вопросу.

Возможно Коновалов проявил себя в разборках г.Рахимова с местным парламентом, но, что достоверно известно так это прикрытие подавления выступлений против произвола милиции в Благовещенске. Как ни парадоксально, но даже признанный властью факт беззакония не помешал повышению для человека, призванного обеспечивать соблюдение законности, т.е. вместо минуса имеем плюс. Ну а дальнейшие действия власти по привлечению к ответственности граждан, в отношении которых и были осуществлены действия милиции, с возложением ответственности за сами такие действия на явных “стрелочников” из простых исполнителей могут свидетельствовать о прецеденте для выработки схемы разруливания похожих ситуаций с авторством нашего героя. Таких людей надо поднимать.

Почему же повышение прошло не в рамках прокуратуры, а на уровне руководства страной? Логичным предположением следует считать, что Поволжье имеет какие-то характеристики, соответствующие наклонностям г.Коновалова. Мне представляется этой ключевой наклонностью беспощадность к “врагам” существующей власти будь то местный олигарх, либо старушка-пенсионерка, протестующая против тарифов ЖКХ.

А сам округ тогда соответствует полпреду по причине возможностей здесь массовых выступлений населения против действий властей. Такая ситуация вполне могла быть рассчитана кремлёвскими аналитиками по результатам социологических исследований, к данным которых мы, к сожалению, доступа не имеем. Косвенным подтверждением сказанного является проведение спецоперации “соляной бум”, когда проверялась стойкость населения на информационное воздействие, т.е. способность адекватно воспринимать обстановку без попадания под действие фактора “стадный эффект”. И основной целью такого “исследования” были замеры скорости распространения бума и характеристик его затухания для определения временных параметров возможных действий властей при возникновении подобных ситуаций. Применение термина “спецоперация” оправдано, опять таки, по косвенным признакам, в частности, послебумовый анализ в СМИ полностью исключил из сообщений очаг возникновения бума в Ярославской области. Можно добавить только, что в исторической ретроспективе именно в Поволжье возникали и получали широкое распространение массовые выступления.

Поэтому назначение г.Коновалова является не только логичным, но и показывает страхи власти и её стремление к проведению политики “ежовых рукавиц” под прикрытием идеи укрепления государства, которая на самом деле скрывает стремление обеспечения сохранения собственных привилегий современной элиты.

Остаётся единственный нерассмотренный фигурант, “сосланный” на Дальний Восток. Этот случай можно считать достаточно простым, так сказать, естественным компромиссом. Во-первых: ну нельзя же назначать подчинённого (Исхакова) даже формальным руководителем над его бывшим начальником (Шаймиевым) – иерархия званий выше иерархии интеллекта (дух Политбюро живёт и процветает). Во-вторых: мэр Казани хорошо поднялся на волне 1000летия, а поэтому может уже мешать однородной политике в вотчине Шаймиева, что требует его отдаления, – конкуренция враг стабильности (близко - “разделяй и властвуй”).

Поэтому Путин, как арбитр, просто выполнил просьбу Шаймиева, подкреплённую личными впечатлениями от общения с Исхаковым. Но и здесь не обошлось без двойного дна решения. С одной стороны Исхакову дали тяжелейшее задание по типу варварского метода обучения плаванию: бросают в воду и если выплывешь, то ты победитель, а на нет и суда нет. С другой – если Исхаков хорошо проявит себя, то он может быть кандидатурой на замену Шаймиева. На данный момент, по-моему, выигрывает Шаймиев, т.к. Исхаков, не справившись с текучкой, пытается сделать ставку на масштабный проект переселения людей на Дальний Восток, что без инфраструктурного обеспечения развития региона приведёт только к усилению безработицы, не говоря уже о расходах бюджета.

Рассмотрев назначения, можно определиться, что все они преследовали, в общем, одну и ту же цель – обеспечение нерушимости существующей властной структуры с учётом интересов только собственно власти. Ни о каком развитии общества речи здесь идти не может. На этой основе можно попытаться определить только модель системы управления, взятую на вооружение нашими управленцами, но для этого необходим анализ событий за продолжительный период. Мы попытаемся сделать это в дальнейшем.

Хостинг от uCoz